Последний пост про монетизацию в этом цикле. Ссылки на предыдущие части в конце страницы.
Не важно стартап вы или действующий бизнес, но при анализе модели монетизации внутри стратегических сессий и в рамках регулярного менеджмента надо помнить, что монетизация – это не монолит.
Она состоит из нескольких отдельных параметров, которые проверяются последовательно. В результате такой проверки будет видно, сможем ли мы в перспективе при текущей гипотезе монетизации получить окупаемость бизнеса.
Итак, поехали:
✔
Первым делом проверяется ценность: готовы ли пользователи платить за ваши услуги и продукты. Если не готовы, то кто будет платить? Кто будет вашим клиентом?
✔
Допустим, мы определились, кто будет платить и сколько (его текущее представление о ценности продукта). Эта цена выше, чем себестоимость товара? Насколько выше?
✔
Сколько товара нужно произвести и по какой технологии, чтобы цена производства товара стала ниже цены товара?
✔
На сколько нужно увеличить воспринимаемую ценность предложения, чтобы она перекрывала стоимость производства?
✔
Если окупаемость не получается: как мы её достигнем через увеличение ценности товара, через смену клиента, через попытку продать наш товар «дважды»?
✔
После этого мы проверяем, что можем за разумные деньги привлекать людей и расходы на маркетинг покрываются прибылью от продаж. Это деньги сверх операционных расходов бизнеса на производство, управление и продажи.
Первый блок проверки закончен. На уровне продукта и бизнеса этого достаточно, следующим шагом можно переходить к реальной проверке продажами…
Ну почти ;)
Второй блок проверки модели монетизации — на будущие риски и возможности.
✔
Надо проверить бизнес на перспективу технического масштабирования. Убеждаемся, что при увеличении продаж мы начинаем экономить — что увеличение производства в штуках не ведёт к увеличению расходов на единицу товара.
✔
Помните, как всем резко понадобилось вывезти много нефти из своих стран и цены на фрахт танкеров резко возросли? Это вопрос безопасности бизнеса — учесть подобные варианты развития событий. Монетизация сильно зависит от таких технических ограничений. Если их не запланировать, то модель монетизации может оказаться фантазией на бумаге.
✔
Помните, как всем резко понадобилось вывезти много нефти из своих стран и цены на фрахт танкеров резко возросли? Это вопрос безопасности бизнеса — учесть подобные варианты развития событий. Монетизация сильно зависит от таких технических ограничений. Если их не запланировать, то модель монетизации может оказаться фантазией на бумаге.
✔
Последняя точка проверки - поиск рынков. Разные модели монетизации требуют разного размера рынка.
И помните: модель монетизации может меняться и от размера компании и от той стратегии, которую компания выбрала.
Резюме:
Мы не можем продать больше, чем люди готовы купить.
Мы не можем продать дороже, чем бюджет рынка на покупки наших продуктов.
Цена, которую мы просим должна оставаться разумной и соответствовать JTBD.
Стадии проверки монетизации мы проходим последовательно. Это не отдельные гипотезы, чтобы жонглировать ими.
Евгений Гаврилов
Частный и корпоративный бизнес-трекер, мультипредприниматель, преподаватель ВШЭ и Института Бизнеса и Дизайна. Записаться на консультацию можно здесь.